Арго (urumov) wrote,
Арго
urumov

Category:

Фундаментализм и теория эволюции человека

Фундаментализм это понятие о росте с предварительно заложенным основанием для этого роста и это понятие не привязано к какой либо отдельной культуре, религии или идеологии. В этом эссе идет речь о роли фундаментализма в эволюции человечества.


Развитие самосознания людей, наших интеллектуальных способностей и увеличение нашего влияния на окружающую среду, стало наиболее прогрессивным, после того, как люди начали объединяться и действовать сообща, двигаясь в направлении достижения общих целей, повышая тем самым эффективность использования особенностей каждого индивидуума. Изначально цели образовавшихся союзов направлялись на удовлетворение исключительно примитивных потребностей своих членов (еда, отдых, размножение), что не приносило человечеству существенного эволюционного прогресса. Со временем в общностях людей стали формироваться цели призванные упорядочить жизнь таким образом, что бы она имела особенный и очевидный смысл. Базовые потребности при этом никуда не делись, но появились стремления к достижению духовного просвещения, стремления познать возможности и суть своего естества, познать природу окружающего мира и найти свою миссию в этом мире.

Реализация намеченных целей требует порядка мыслей и действий приводящих к порядку положения вещей, если конечно эти цели не заключаются в достижении несправедливого перераспределения благ, поскольку любой грабеж легче осуществлять в условиях, при которых жертве сложнее оценивать реальное положение дел и вещей, контролировать и продуктивно распоряжаться имеющимися у нее ресурсами. Беспорядочность всегда способствует разбою, влечет за собой социальное напряжение, нарушает спокойный и последовательный ритм жизни, мешает людям жить в согласии и гармонии, подрывает уважительное отношение людей друг к другу, рождает и питает негативные эмоции, создает помехи для нравственного и духовного развития. Порядочные люди всегда стремятся к мирной жизни которая дает чувство уюта и спокойствия, позволяет наслаждаться доброжелательной атмосферой построенной на взаимоуважении. Порядочность это неотъемлемое качество людей воспитанных в духе самоограничения, соблюдения приличия, недопущения грабежа — будь то эмоционального или материального. Критерием соблюдающегося в обществах "качества порядка", служит недопустимость траты жизненных ресурсов на вражду, возможность людей жить в обществе без настороженной внимательности и опасения быть обманутыми или ограбленными, возможность заниматься созерцанием и рассчитывать на уважительное к себе отношение независимо от своих финансовых или физических возможностей и роду деятельности, если эта деятельность не нарушает нормы права и морали общества. Вместе с повышением качества "порядка" который соблюдается в обществах, увеличивается благоустроенность и продолжительность жизни людей состоящих в этих обществах, укрепляется фундамент цивилизаций этих обществ и увеличивается потенциал их роста. Осознание и потребность в упорядочивании своей жизни привела к зарождению у разных народов принципов культурного развития. Чем больше стремлений обществ было направлено на достижение порядка защищающего мирную жизнь людей, тем культурнее и здоровее становились люди в своем физическом и духовном естестве.

Есть крылатое латинское выражение "mens sana in corpore sano", которое переводится как "в здоровом теле — здоровый дух", — эта фраза как и многие другие сильные высказывания, была вырвана из контекста и это одна из причин почему большинство людей не осознает ее глубину. Непонимание истинной цели и смысла слов может быть вызвано тем, что людям свойственно воспринимать услышанное или увиденное сквозь призму собственных пороков и желаний — мы слышим то, что нам удобно слышать и часто делаем выводы которые не сделают нас самих чище, а запачкают оппонента, ну или такие выводы которые могут замаскировать наши слабые стороны, выводы создающие иллюзию движения к развитию. Основываясь на упомянутом выше латинском выражении, кто-то в погоне за персональным успехом фанатично и демонстративно занимается спортом, а кто-то с такой же фанатичностью и демонстративностью ходит в церковь, без понимания основополагающих смыслов физического и духового здоровья, основополагающих принципов природы, ее стремления к порядку и красоте. Занимающийся спортом и при этом ежедневно оскверняющий свое тело человек, совершает ошибку, так же, как ежедневно молящийся грешник, нарушающий изо дня в день заповеди, ведь тело ровно как и мысли человека — это дом, это храм души, требующий чистоплотного к себе отношения. Понимание слов и непонимание смысла связанно не с качеством перевода, а с возможностью морально неразвитых людей видеть то, что видят светлые умы, высказывающие на разных языках истины доступные для осознания, если потратить время и силы на интеллектуальный труд. Невозможно раскрыть истину людям которые не прилагают усилий для того что бы ее осознать, каким бы простым и прямым языком не излагал ее автор. Просто услышать готовый вывод и покивать головой, это тоже самое, что прочитать книгу убив время на развлечение сюжетом, но не потратить время на ее осмысление, ведь в хорошем произведении — сюжет, это только шкатулка в которой хранится пища для размышлений и что бы понять заложенные в книге смыслы, нужно приложить умственные усилия, потратить время на анализ каждого предложения по отдельности и в совокупности. Даже выучив произведение наизусть, можно не осознать того что хотел донести до читателя автор. Что бы считаться интеллектуально развитым человеком, не достаточно просто знать что-то наизусть, знать кто и что написал, недостаточно знать наизусть формулы и знать что они работаю. Заученные знания не способствуют развитию интеллекта, но они способны поддерживать наличие в общностях людей правил культурного взаимодействия, а наличие этих правил и их соблюдение, в свою очередь обеспечивает выживаемость интеллектуалов в окружении соплеменников склонных к присвоению чужих благ, обману, моральному или физическому надругательству.
Культура это фактор ограничения поведения людей рамками, призванными не допустить проявлений дикости и осуществление разного рода грабежа. Фундаментальные ценности формирующие нашу культуру, служат нам инструментом позволяющим отделить зерна от плевен, гармонию от хаоса, закон от беззакония, порядочность от непорядочности, нравственность от безнравственности, целомудрие от порочности, развитие от деградации, человека от зверя. Дикие и бескультурные люди необязательно глупые, часто они бывают очень сообразительны и изобретательны, но вся их изобретательность направлена на то, что бы найти наиболее быстрый, легкий и безопасный способ присвоения ресурсов окружающего их мира. Ограничивать деятельность таких людей силой очень опасно, применение грубой силы будет только подпитывать звериную невежественность подобных людей, а у всех остальных, чувство удовлетворения от применения оправданной и справедливой жестокости будет подавлять стремление к развитию культурных взаимоотношений и победа над зверем в этом случае будет для человечества очень сомнительной.

Часто культуру путают с манерностью, с помощью которой злые и находчивые люди маскируют свое истинное лицо. Скрываясь под маской манерности, они действуют как бы подчеркивая и принимая факт наличия правил культурного взаимодействия, но умудряются при этом создавать деструктивный эмоциональный фон, влекущий за собой выяснения отношений, желание померится возможностями или найти повод для оправдания и принятия нелицеприятных поступков в качестве нормы. В таких условиях, ведомый и истинно культурный человек втягивается в искусственно созданную безысходность требующую принятия выгодных для ведущего решений. Примером людей скрыто насаждающих деструктивные взаимоотношения, являются мнимые филологи, пропагандирующие одновременно грамотную письменную речь и ненормативную лексику, как часть языковой культуры. Такие люди воспитанные в окружении нецензурной лексики и имеющие достаточно развитый ум что бы получить образование, стремятся подстроить окружающую среду под свои потребности, находят бесконечное множество причин вести себя аморально и генерируют при этом обстоятельства при которых другие люди должны признать нормальность их поведения и стремится этому поведению подражать.

Большинство мужчин общаясь друг с другом, регулярно используют в речи неприличные выражения, но есть и такие, которые демонстративно громко и нецензурно общаются в общественных местах — в коридорах по которым ходят мало знакомые им люди или непринужденно матерятся на улице, демонстрируя своим поведением, что считают всех одинаково достойными слушать гадости — пусть слушают, не растают... Многие женщины тоже регулярно используют в речи сквернословия и с их стороны грубая речь в присутствии других девушек также является признаком неуважительного отношения, как к женщинам в отдельности, так и к обществу в целом. Девушки ругающиеся матом, могут возмутится, сказав, что вульгарная речь не оскорбляет их чувства и другие девушки ничем не лучше них... Дело не в том, что кто-то лучше или хуже, а в том, что нужно проявлять уважение друг к другу, в том числе и к людям которые хотят оградить себя от сквернословия. Надо понимать почему многим мужчинам неприятно слышать пошлости в присутствии своих матерей, жен дочерей и других родных им женщин. Это желание обусловлено стремлением к сохранению внутреннего мира в чистоте, стремлением обеспечить наличие в своей семье духа целомудрия, ведь именно женщины в большей степени влияют на воспитание детей, именно от матери зависит каким человеком вырастит ребенок. Характерной чертой сильной половины нашей цивилизации является то, что мы стараемся оградить слабый пол, родных и дорогих нам женщин от любого негативного и порочного влияния, порочность женщины для нас это признак отсутствия у нее защитников — состоятельных в человеческом отношении мужчин которым она дорога. Любой порок, будь то алкоголизм или жажда власти, отражается на женщине гораздо сильнее чем на мужчине, женщинам попавшим в трясину порока гораздо сложнее из нее выбраться и любой порок всегда оставляет в личности женщины глубокий след. Сквернословия это тоже порок и сквернословия которые слышит женщина не проходят бесследно, они откладываются в сознании и проникают в святая святых, — в дом, в семью. Каким бы порочным не был бы мужчина, будущее его семьи, будущее его детей всегда может быть чистым и светлым, до тех пор пока не была опорочена женщина отвечающая за чистоту в его доме. Каким бы грубым или наоборот воспитанным и положительным не был бы отец ребенка, для него всего дороже его мама и именно от отношения матери к миру, будет зависеть формирование мировоззрения ребенка. Не с проста ведь на различных языках, одним из страшнейших оскорблений является осквернение имени матери, а не отца, — назвать человека сукиным сыном, это почти всегда равносильно покушению на его человеческое достоинство. У детей воспитанных порочными женщинами в большинстве случаев животная суЧность преобладает над человеческой суЩностью и когда такие люди ведут себя некрасиво по отношению к окружающему миру, они не видят и не хотят видеть в этом ошибку противоречащую стремлению природы к красоте и эволюции. У женщин и у мужчин есть свои обусловленные природой функции и то что женщина является хранительницей очага, порядка, чистоты и уюта, это часть нашей культуры и сквернословия в присутствие женщин, это такое же бескультурье, как зайти в чей-то дом в грязной обуви, натоптать там и сказать — ну и что, я же у себя дома так хожу и ничего сверхъестественного со мной не случается и с вами ничего не случится. Безусловно такое поведение не этично. Чем ответственнее люди относятся к общепринятым этичным нормам и чем строже сообщества людей относятся к нарушителям этих норм, тем защищеннее культура этих сообществ и тем интенсивнее развиваются как отдельные индивидуумы, так и общества в которых они состоят. Люди отличаются друг от друга не только по половому признаку — не у всех членов обществ в которых состоят люди есть стремление дать своим детям воспитание построенное на базовых принципах своей культуры. Разные люди имеют разную силу воли, духа, способность противостоять негативным факторам, не у всех есть стремление защиты своего внутреннего мира, стремление нести ответственность за будущие поколения и поэтому приравнивать достоинства одних людей к недостоинствам других, это всегда шаг назад в развитии общества, хотя для многих такое уравнение является условием выживания.

Культурным может быть не только человек, но и растение которое он вырастил, в которое он вложил свою заботу. В дикой природе никогда не вырастит такой же сочный персик или такой же наливной виноград, какой вырастает после вложенных в его окультуривание усилий, стараний, терпеливого труда. Труд вкладываемый в окультуривание, часто можно назвать жертвенным — неоправданно затратным для индивидуума который его осуществляет, но без этого жертвенного труда, без этого терпеливого расходования собственных сил, не появились бы культурные плоды. В дикой среде могут расти только дикие плоды, как например сморщенные, скукоженные персики и разного рода сорняки. Человек также как и персик не станет культурным, если в его развитие не будут вложены старания и забота, если ему не будет дано воспитание отражающее фундаментальные ценности культуры в которой он растет. Чем больше в обществе воспитывается культурных людей, тем прогрессивнее становится цивилизация этого общества. Любой труд, будь то физический или умственный, требует затрата сил на преодоление дистанции, труд базирующийся на фундаментальных ценностях, это движение вперед, а от ничего неделанья или бесцельного труда, ровно как и бесцельного получения удовольствий, никакого развития не будет. Что бы прилагаемые усилия приносили пользу эволюции, они должны иметь фундаментальные основания и высокие цели. Без приложения труда в окультуривание, человечество может рассчитывать в лучшем случае на стагнацию.

Фундаментальная основа для развития любого общества закладывается при зарождении в обществе культуры быта, включающей в себя правила межличностных взаимоотношений, соблюдения ритуалов и законов. Например закон запрещающий грабить и убивать соплеменников или правила проведения церемонии бракосочетания, или проведения траурного обряда — присутствуют практически во всех культурах, но по большей части, правила быта у различных народов и даже у разных слоев населения этих народов, существенно друг от друга отличаются. Есть культуры в которых принято поколениями помнить и чтить своих усопших родственников, а есть такие у которых память об усопших не сохраняется и четверти века. У некоторых культур допустимо многоженство, при соблюдении определенных условий, а у других многоженство считается преступлением. Хорошим примером различия культур, может быть допустимость интимных отношений женщин некоторых народов крайнего севера с прохожими путниками-гостями, при том, что отказ гостя разделить ложе даже с замужней женщиной, гостеприимный хозяин может воспринять как желание нанести обиду ему и его семье. Мужчина какого ни будь племен из южного полушария, наоборот может быть крайней оскорблен, если случайный путешественник посмеет изъявить желание провести ночь с его женой, хотя ему самому и его соплеменникам и даже мужчинам из соседних племен, вполне допустимо иметь внебрачную интимную связь с любой из замужних женщин его племени, при условии, что кандидат на соитие провел обряд обрезания и по дружески разделили с мужем женщины специально приготовленную пищу. Люди на разных территориях были подвержены разному влиянию природы и развивались имея разные фундаментальные ориентиры, в связи с чем, то что для одной культуры может быть признаком дикости, для другой вполне естественное и обыденное явление. Различия социумов множества народов не вызывает удивления, как и то, что не все культуры достигли технологического прогресса способного существенно продлевать срок жизни людей, создавать инструменты передачи больших массивов накопляемых знаний и т.п. Не удивляет и то, что несмотря на различия, все культуры также имеют и обобщающие факторы — каждая из существующих культур имея свои порядки и обычаи, имеет фундаментальные основы включающие в себя понятия о чести, нравственности, преемственности поколений и понятия о нескольких уровнях собственности, — как правило это "мое", "наше", "общедоступное" и "чужое". В наиболее развитых обществах, люди относятся уважительно ко всем четырем видам собственности, в наименее развитых, понятия о собственности вообще нет. Наличие фундаментальных ценностей выделяет нас среди зверей, птиц, насекомых, рептилий, рыб и т.п., многие представители которых могут вести сложноорганизованную коллективную жизнь. Наличие фундаментальных ценностей позволяет нам выделяется не просто наличием высокоразвитого интеллекта и определенным количеством извилин головного мозга, а дает нам возможность духовного развития, которое больше недоступно не одному из других видов живых организмов, находящимся с нами в одном промежутке времени обозримого пространства.

Под фундаментальной основой нашей цивилизации прежде всего понимается любовь к ближнему, доброта, терпимость, милосердие, семейственность, жизнь старшего поколения ради более благополучной жизни младшего, ответственность сильных за слабых и т.п. Все эти ценности задали нам вектор эволюционного развития, благодаря которому мы можем вносить в свою жизнь порядок, минимизировать затраты самого главного жизненного ресурса — времени, на межличностную вражду и тратить имеющееся время на созидание чего-то нового. После того как мы научились что-то почитать — мы научились копить, приумножать и передавать накопленное наследие будущим поколениям, с тех пор люди раскрыли секрет счастья заключающийся в жизни во имя чистой и бескорыстной любви, в первую очередь к членам своей семьи — мы научились быть благодарными старшему поколению и вкладывать свою заботу в перспективное будущие своих потомков. Конечно в любом обществе есть часть людей заинтересованных в наличии у других членов общества негативных чувств — слабостей на которых можно поживится, а еще есть и такие, которые не хотят прилагать усилий для борьбы со своими пороками и поэтому стремятся втянуть в свой порочный круг как можно большее количество других лиц, что бы не выделялся из общей массы и избежать порицания. Такие люди могут жаловаться на социальные проблемы, но при этом насмерть стоят защищая угли из-за которых эти проблемы разгораются.

Уже несколько тысяч лет члены нашей цивилизации имеют возможность взаимодействовать друг с другом и окружающей средой, накапливая и передавая последующим поколениям опыт этого взаимодействия. Если посмотреть на результат, то можно видеть, что общности людей у которых были наиболее регламентированные порядки межличностного взаимодействия и ограничения животных инстинктов, — создавали крупные государства и империи, народы с развитой нравственной составляющей быта и строгими законами защищавшими интересы этой культуры, достигали наибольших успехов в развитии науки, чем те народы, культура быта которых была построена без наличия моральной ответственности как за свою жизнь, так и за жизнь будущих поколений. Как только население развитых государственных образований начинало массово пренебрегать фундаментальными ценностями, благодаря которым их культура эволюционировала — государства начинали разлагаться, распадаться и в конце концов пропадали. Государства которые образовывались в соответствии с фундаментальными ценностями, через накапливаемый опыт множества поколений, распадались дольше, чем те которые были образованы методом грубой силы, но все же распадались, если вектор их развития на одном из этапов роста, терял свою фундаментальную основу. Есть такая поговорка "что бы уничтожить народ, нужно развратить его культуру". Развращение это один из синонимов беспорядочности. Не нужно сильно углубляться в этимологию этих двух слов, что бы понять, что они несут регресс и хаос, а любой прогресс, в том числе духовный или научный, требует наличия строгого порядка.

В ходе своей эволюции, человечество упорядочивало процессы межличностных отношений и постоянно находило способы совершенствования условий своего быта и как следствие развивало свои технологические возможности. Определенной массе населения может показаться, что можно продолжать развиваться в технологическом направлении, прекратив тратить жизненные ресурсы на нравственное развитие, так как для удовлетворения базовых потребностей организма и даже для достижения высокой степени комфортного существования, этические ограничения не нужны. Если бы наши предки, поголовно жили бы только ради удовлетворения своих базовых животных потребностей, не искали бы высоких смыслов, не отделяли бы добра от зла, не добивались бы порядка в котором заинтересовано большинство, то эволюция человечества была бы тупиковой, мы бы сей час жили в лучшем случае как в каменном веке с одной единственной перспективой, рано или поздно бесследно исчезнуть, как ранее исчезало и продолжает исчезать бесчисленное количество других видов живых организмов.

Несомненно что развитие культуры быта стало почвой для появления в нашей цивилизации научной деятельности и технологического прогресса, ведь любая область науки, это результат работы творчески одаренных людей и они не смогли бы заниматься делом к которому имели предрасположенность, если бы общество не признало важности и оправданности их труда. Для того что бы творцы могли заниматься созиданием, не самого очевидно-необходимого на текущий день продукта, кто-то должен был и за себя и за творцов делать работу удовлетворяющую потребность в еде, тепле, обеспечивающую защиту от нападков угнетателей и грабителей. Если бы творцы наравне с другими людьми работали в поле и т.п., у них бы не осталось ни времени, ни сил на такие занятия как создание цветников, наблюдение за звездами и т.п. Без соблюдения обществом фундаментальных ценностей, творцы не имели бы возможности себя проявить. Если мы будем игнорировать фундаментальные ценности, мы перестанем эволюционировать, а в природе все, что перестает эволюционировать, сначала начинает деградировать, а потом вымирает. Нравственный прогресс должен идти впереди или хотя бы не отставать от технологического, в противном случае может произойти катаклизм угрожающий оправданности человеческого существования. Если человечество сбросит с себя груз ответственности за наличие в своих действиях моральной составляющей и примет удобную позицию существовать в качестве животного обладающего феноменальными интеллектуальными способностями и технологическим возможностями, то имеющийся в человечестве потенциал духовного развития попросту атрофируется, а это угроза не только для существования творчески одаренных людей, но и для всего человечества и всей среды его обитания. При отсутствии моральных ограничений, отдельные индивиды обязательно будут находить условно справедливые основания и возможности уничтожения всего, до чего смогут дотянутся. Конечно можно ограничить действия и возможности людей методом машинного контроля с искусственным интеллектом, но опять таки, эти ограничения будут иметь определенный рубеж, перешагнув который мы заведем свою эволюцию в тупик.

Природа располагает бесконечным для себя ресурсом называемым временем и оно всегда неумолимо заканчивается для всего сущего кроме нее самой. Зная конечность своей жизни, некоторые люди пытаются прожить отведенный им час максимально жадно, глотая взахлеб каждый миг, достигая разного, весьма условного успеха, но в какой-то момент все равно приходят к финишу как загнанные в тупик лошади. Некоторые успевают, задолго до наступления преклонного возраста, пресытится такой жизнью, которую сами же и создали или которую для них создали более умные соплеменники, умело эксплуатируют пороки других людей. После этого пресыщения, люди отчаиваются и начинают сводить на нет все что имеют, весь опыт прожитой жизни, все свои и не только свои старания и усилия, они начинают творить зло находя для него причины и оправдания.

Человечество испытало на себе множество трагичных событий являвшимися следствием пренебрежения фундаментальными ценностями. Люди причиняли друг другу физическую и моральную боль во имя эфемерной справедливости. Фундаментализм учит тому, что нельзя перешагивать через основополагающие принципы цивилизации, какими бы оправданными не казались бы эти шаги. Допустим в государстве происходит повальная коррупция и большая часть граждан, всеми правдами и не правдами вовлечена в эту поруку, а правительство этого государства решит свершить справедливость и начать чинить расправы над коррупционерами, применяя самые суровые наказания, вплоть до расстрелов. Если это правительство будет выносить обвинительные вердикты в отношении грабителей, мошенников, идеологических диверсантов и просто больных садистов, основываясь на желании уничтожить преступника, то для развития культуры это пользы не принесет, в конечном итоге общество станет еще более жестоким, наиболее агрессивная и предприимчивая часть людей будет находить все более изощренные методы насильственного распределения благ, а правительство будет иметь клеймо душегубов. От такого решения проблемы никто не выиграет, коротких путей решения подобных проблем быть не может, просто взять и истребить преступников не получится, численность населения уменьшится, а процентное соотношение коррупционеров от общей массы населения останется прежним. Формула решения подобных проблем была выведена много тысячелетий назад, эта формула заключается в культивировании фундаментальных принципов нравственного воспитания, эта формула пропагандирует противопоставление авторитета культуры и добра в противовес авторитету грубой силы и зла, авторитета истины и прозрачности в противовес авторитету коварства и хаоса. Люди стремятся быть авторитетными или значимыми членами общества в котором живут — мы рождаемся с этим желанием — у кого-то оно ярко выражено, у кого-то не очень. Многие люди не способны реализовать свое желание обладать значимостью не выходя при этом за границы морали и закона, оставаясь на равных условиях с другими членами общества. Определенная часть людей для достижения авторитета, готова поставить на кон свою свободу и даже жизнь и не только свою. Это свойство человеческой природы также давно известно, ведь даже казалось бы безвольные рабы, хотели иметь авторитет среди таких же рабов как и они. Проблема наличия преступности заключается не в человеческой природе, а в системе ценностей которая культивируется в обществе. Если в обществе уважают проявление грубой силы, то жаждущие власти будут проявлять эту силу, если в обществе уважают наличие большого количества любовников, то найдутся те кто будет грести напропалую в этом направлении, если в обществе уважают наличие у человека финансовых благ независимо от вклада который он внес своим талантом в счастливую жизнь членов общества, то какой-то процент людей этого общества будет, воровать, грабить, заниматься разного рода аферами, отнимать имущество других лиц любыми доступными способами и идти на любой риск, лишь бы иметь шанс добиться значимости которую такие действия могут принести.

Фундаментализм предполагает развитие которое протекает в русле заданного порядка и не терпит хаоса. Люди жаждущие урвать свой кусок в ущерб фундаментальным порядкам, являются генераторами условий, при которых их преступные посягательства сложнее пресечь. Люди предрасположенные поживится за чужой счет генерируют хаос и создают при общении эмоциональные штормы, они всегда находят повод открыть окно Овертона, подсвечивая самые дикие инсинуации, заставляя понимать негативные факторы как неизбежную данность которую надо принять в качестве нормы. Они всегда находят какие-то проблемы которые требуют экстренного вмешательства в фундаментальный ход развития событий. Если нет проблем, то они сначала подготавливают почву для их появления, потом подбрасываю в нее свое зернышко и ждут когда оно прорастет, что бы в нужный момент предъявить заранее подготовленное решение подразумевающее необходимость действовать в ущерб будущего ради решения сиюминутных форс мажорных обстоятельств. Так как в мире нет ничего совершенного, они могут бесконечно ссылаться на постоянно образующиеся случайности, которые по большому счету сами и генерируют. Подобного рода идеологические диверсанты призывают действовать основываясь на выгоде выбора лучшего из худших зол и наличие других вариантов их картина мира не предполагает. Как веревочке не виться, другого выбора они никогда не образуют, потому что изначально нацелены действовать против фундаментальных ценностей общества.

Для человечества хаосом является все то, что мы не можем контролировать, для природы хаосом могут являться неисправимые последствия которые "животное", сможет внести в естественные циклы, проходящие в соответствии с фундаментальными законами природы. Достижение "животным", технологически опасного для окружающей среды прогресса — не мысленно, точно также как и не мысленно обладание внушительным финансовым капиталом без наличия у его обладателя, накопленным поколениями чувств меры, вкуса, красоты, достоинства, чести, без наличия у этого лица культуры потребления, без преобладания у этого лица качеств отличающих людей от животных. Наличие финансового капитала без наличия фундаментальных основ для использования этого капитала, неминуемо приводит к трагедии не только его обладателя, но и многих случайных лиц которым не повезет оказаться на пути такого человека.

Фундаментализм часто ассоциируется у людей с исламским радикализмом. Как упоминалось в начале эссе, фундаментализм это не характеристика конкретной культуры, религии или идеологии, а радикализм это вообще отдельное явление. К примеру человек который не ест еду руками, даже чистыми, а только при помощи столовых приборов, может быть фундаменталистом который следует своим культурным основам. Если такой человек попадает в другую страну в которой принято есть определенное национальное блюдо руками и он будучи например в Грузии, ест хинкали, держа их вымытыми руками за специальный хвостик из теста и оставляет этот хвостик несъеденным на тарелке, как это и принято в этой стране — он от этого не перестает быть человеком развивающимся в соответствии с укладами своей культуры, а вот если он даже будучи голодным, наотрез отказывается есть потому что в хинкальной отсутствуют столовые приборы или перед едой одевает перчатки и принципиально ест в перчатках, то такого человека можно назвать радикалом.

Наиболее ярким примером последствий от подрыва фундаментальных ценностей, является трагедия коренного населения Америки, которое практически за бусы продало свою землю. Да, не все индейцы были рады бусам, большая их часть была истреблена силой более мощного оружия, чем то которым располагали индейские племена, а также в результате болезней от зараженных смертельными заболеваниями одеял, которые они получали в качестве подарков. С одной стороны в Америку пришла более развитая цивилизация, некоторые индейцы смогли порадоваться обладанием красивых и неведомым им доселе вещей, также некоторые из индейцев получили возможности насладится алкоголем, но в конечном итоге в результате невежества колонистов и неготовности индейцев защитить свой мир, были под корень уничтожены целые племена, а всего по оценкам разных ученых, популяция коренного населения Америки уменьшилась на 100 миллионов человек. Колумб, в первый день пребывания в "новом свете", сделал запись в своем дневнике «Эти люди ни в чём не испытывают нужды. Они заботятся о своих растениях, они искусные рыбаки... Они строят привлекательные жилища и держат их в чистоте... У них есть свободное время, чтобы заниматься игрой в мяч, танцами и музыкой. Они живут в мире и дружбе... Эти люди ходят, в чём их мать родила, но добродушны… Из них получатся хорошие и искусные слуги», а через два дня написал «50 солдат достаточно для того, чтобы покорить их всех и заставить делать всё, что мы хотим. Местные жители разрешают нам ходить, где мы хотим, и отдают нам всё, что мы у них просим», ну а потом индейцы и их культура вымерла. Наверняка индейцам не нужна была такая цивилизация и такой прогресс, в результате которого их самих не стало.

Трагедия которая произошла с коренным населением Америки и многие другие подобные трагедии которые знает человеческая история, не произошли бы, если бы люди не подрывали культурные основы своего и других народов, – цивилизации бы развивались, а бескультурье сошло бы на нет естественным путем. Конечно в любом обществе всегда будет какой-то процент людей настроенных на доминирование методом проявления агрессии, грабежа и манипулирования слабостями других людей, но если большинство будет отстаивать функционирование законов обеспечивающих жизнедеятельность в рамках фундаментальных ценностей, в рамках порядка и культурного взаимодействия людей между собой, то агрессоры просто растворятся в общей тенденции к эволюции и наша цивилизация переживет или даже избежит возникновения очередных кризисов способных ее уничтожить.
Tags: деградация, общество, развитие, цивилизация, человечество, эволюция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments